Родители!

Обязательно переходите по ссылке на сайт одного из самых интересных электронных журналов "Счастливые родители".

Здесь собран обзор статей о детях от 0 до 10 лет.

Статьи о беременности, родах и первых годах жизни малыша. Календарь развития ребёнка. Интервью со знаменитостями. Викторины и фотоконкурсы. Онлайн-тесты. Форум. Всё это и многое другое вы сможете прочесть на страницах журнала.

 

Как приучить ребёнка к чтению: 13 советов родителям

 И педагоги, и родители бьют тревогу: современные дети, особенно школьники, отказываются читать книги, предпочитая им телевизоры, компьютеры и планшеты. Как решить эту проблему и все-таки привить ребенку любовь к чтению? Вот несколько советов для родителей:

 

1. Подавайте пример

В таком ответственном деле, как воспитание, важен собственный пример. Одно дело – семья, в которой родители проводят вечера с книгой или газетой, а совсем другое – когда папа не может оторваться от компьютера, а мама не пропускает ни одного сериала. Вполне естественно, что маленький ребенок не потянется за букварем или книжкой с картинками, если есть планшет или смартфон с игрушками. Так что же делать? Читайте сами! Маленький ребенок, глядя на ваше заинтересованное лицо, нахмуренный лоб или счастливую улыбку при чтении, поймет, что вам известен какой-то секрет. Наверняка ему захочется приобщиться таинству.В таком ответственном деле, как воспитание, важен собственный пример. Одно дело – семья, в которой родители проводят вечера с книгой или газетой, а совсем другое – когда папа не может оторваться от компьютера, а мама не пропускает ни одного сериала. Вполне естественно, что маленький ребенок не потянется за букварем или книжкой с картинками, если есть планшет или смартфон с игрушками. Так что же делать? Читайте сами! Маленький ребенок, глядя на ваше заинтересованное лицо, нахмуренный лоб или счастливую улыбку при чтении, поймет, что вам известен какой-то секрет. Наверняка ему захочется приобщиться таинству.

2. Цените

С ранних лет вашего ребенка обращайте внимание на то, что книга – это ценность, а не просто бумага и текст, обернутые в цветную обложку. Не выкидывайте и не разбрасывайте книги. Книга – не игрушка, и тем более нельзя допускать, чтобы дети рвали страницы или рисовали на них. В каждом доме должен быть книжный шкаф, а в случае, если какие-то книги вам больше не нужны, их можно сдать в библиотеку или раздать знакомым.

3. Читайте вслух

Начните с чтения вслух – только так ребенок может научиться читать, проговаривая звуки и постепенно понимая взаимосвязи букв, слогов и слов. Дети очень любят, когда родители разыгрывают сказки по ролям, а потом и сами втягиваются в процесс чтения. Это сближает и ассоциируется с самым приятным и интересным времяпрепровождением. Но не превращайтесь в раба чтения – передавайте инициативу. Ребенок может читать вам, бабушке, любимой игрушке или кошке – слушателя найти несложно.

4. Хвалите

Да, не забывайте хвалить за чтение с выражением, когда ребенок правильно произносит сложные слова и не торопится. Ласковое прикосновение, похвала, поощрение шоколадкой или игрушкой сделают свое дело. Ребенок поймет, что читать не так сложно, что у него получается, что он может добиться еще лучших результатов.

5. Прервитесь

Прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать. Все просто: читая книгу, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, пока не запишете важную мысль. Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, а читать самому, в общем-то, все-таки стоит научиться.

6. Визуализируйте

Стих, сказку, рассказ можно не только разыграть в лицах, но и отобразить в рисунке, символах и на схеме, составить план. Так ребенку будет понятнее текст, поскольку вы будете опираться на ключевые слова и фразы. И запомнить «нарисованный» стих гораздо проще. Помимо фантазии «здесь и сейчас», этот метод развивает воображение, которое сильно пригодится в будущем – на школьных уроках, на работе, в сложных жизненных ситуациях.

7. Играйте

Если для вашего ребенка шкаф – это ковчег, а хлебная баранка – это руль автомобиля, ему будет проще начать читать и полюбить чтение как интересную игру. Некоторые дети с трудом осваивают чтение из-за своих особенностей развития. В первую очередь это связано с недостатком игр в раннем возрасте. Чтение – это тоже игра, поскольку при этом включается воображение. Читать без способности представлять предметы и события бессмысленно. А если у ребенка не получается представить и понять – ему будет скучно.

8. Развивайте

Клиенты нейропсихологов – дети с нарушением восприятия, внимания, памяти и логического мышления. Без всего этого трудно полюбить чтение. Но помочь таким детям, коих очень много, можно. Для этого разработаны специальные развивающие игры. Уделяя им хотя бы по 20 минут ежедневно, можно добиться больших успехов в чтении! Игры, завязанные на угадывании букв, интонаций, скороговорках, ассоциациях не будут казаться скучными уроками, к ним захочется возвращаться вновь и вновь.

9. Вдохновляйте

Человек, никогда не слышавший пения птиц, не ощутивший дуновения ветра и не погружавшийся в морские воды, не сможет себе этого представить. Некоторые дети растут буквально в тепличных условиях: редко гуляют, мало двигаются, не общаются со сверстниками и не испытывают новых эмоций. То есть не получают жизненного опыта. Таким детям трудно фантазировать. Натыкаясь на описания и явления, которых они не видели в жизни, они пропускают их мимо глаз и души – не понимают смысла, не заинтересовываются. Поэтому крайне важно не только проводить время за книгой, но и показывать ребенку новые картины мира. Обсуждать, обращать внимание на явления, трогать объекты, задавать вопросы («Смотри, это чайка. Как ты думаешь, почему она летит так низко?»).

10. Не жалейте время

Чтобы научить ребенка читать, требуется много времени. Если у него не получается, нет желания, он выказывает протест – потребуется еще больше времени. Не полагайтесь на учителей, вы справитесь не хуже! Авторитет для вашего ребенка – вы сами, и перед вами открывается возможность сблизиться, передать ему свои знания и умения, привычки, любовь к тем или иным книгам, авторам и издательствам. Не пренебрегайте этим.

11. Заинтересовывайте

Полюбив «игры в слова», ребенок будет воспринимать эти минуты и часы как подарок или награду. Убрал разбросанные вещи? Молодец! А теперь можно и поиграть. Через развивающие игры, плавно переходящие в чтение, дети учатся с интересом относиться и к книгам. Пусть совместное чтение будет вашим любимым занятием. А приступать к нему следует с расстановкой – как к ритуалу. И тогда вы все чаще будете слышать вопрос: а когда мы пойдем читать?

12. Обсуждайте

Превратите чтение в дополнительную тему для разговора: обсуждайте прочитанное, приводите примеры и аналогии. Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В диалоге на тему произведения ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.

13. Превратите чтение в ритуал

Если ваш ребенок уже не маленький, учится в школе, но с презрением относится к чтению, заведите привычку хотя бы несколько дней в неделю уделять время книге – как самостоятельно, так и вместе с ребенком. Ведь не зря существовала традиция вечерних чтений, когда глава семейства зачитывал эпохальные произведения, а вся семья слушала, затаив дыхание. Для такой цели отлично подойдут воскресные летние вечера на даче!

 

Книги для прочтения взрослыми:

 

Кашкаров, А. П. Детское чтение: пособие для отцов [Текст] : монография / А. П. Кашкаров. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2010. - 95 с. : ил.

Эта книга призвана показать, что судить о детском чтении следует никак не с отвлечённой позиции, но разрабатывая новые методики или совершенствуя старые проверенные методы педагогического воздействия.



Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой : методическое пособие / Л.В. Рыжова. - СПб. : Детство-Пересс, 2012 . - 160 с.

В пособии предлагаюся формы, методы и приемы работы с экологическими сказками при проведении занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.



Ткачёва Т. Психо-терапевтические сказки для взрослых и детей / Т.Е ткачёва. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 93 с. - (Психология).

Книга содержит рассказы и сказки психопрофилактической и коррекционной направленности. Рассказы могут быть использованы как профессиональными психологами, так и простыми читателями для  самостоятельного осознания собственных проблем и коррекции моделей поведения.



Чистякова О.В. Памятка для родителей младших школьников / О.В. Чистякова. - СПБ.: Литера, 2009. - 64 с. - (Начальная школа).



Шило Д. Современный малыш : типы поведения. Воспитание. / Д. Шило. - СПб. : 2008. - 112 с. - (Вы и ваш ребёнок).

Любящие родители, бабушки и дедушки, эта книга - для вас!


 

 

Уважаемые родители! Желаем вам успехов в приобщении ваших детей к чтению и книге.